Бальзам для губ биотокс


Упущенные выгоды России и Белоруссии

Алексей Чичкин

10.12.2007

Одной рукой и узла не завяжешьПредстоящий визит президента Владимира Путина в Белоруссию должен решить много вопросов. На заседании Высшего государственного совета Союзного государства Беларуси и России будет рассмотрен проект союзного бюджета на 2008 год, предполагается подписание конституционного акта, провозглашающего Союзное государство. Не последнее место займет и обсуждение проблем торгово-экономического сотрудничества.
Факторы политического порядка в последнее время часто мешают взаимовыгодному экономическому сотрудничеству России и Белоруссии. От этого теряют обе стороны, вокруг РФ и Беларуси быстро создается экономическое пространство Евросоюза.
Экономические системы России и Белоруссии давно и тесно взаимосвязаны. Если Москва хочет превратить партнерские отношения с Минском в «скоростную магистраль с двусторонним движением», прежде всего следует отделить политику от экономики, отказаться от принципа «Если что - отключим газ». Согласно исследованиям специалистов, обеим странам взаимовыгодны не столько межгосударственные, сколько межотраслевые и межрегиональные программы, нацеленные, прежде всего, на восстановление прежних и развитие новых кооперационных связей. В то же время существует эффективная союзная межгосударственная программа, охватывающая несколько отраслей в обеих странах.
Направления развития российско-белорусского сотрудничества обусловлены не только самой географией Союза, но и отраслевыми особенностями РФ и Белоруссии. Так, Беларусь располагает крупными мощностями по производству разнообразного современного оборудования, то есть, средств производства и специализированного транспорта, а также по переработке лесного, энергетического, продовольственного, многих видов текстильного, химического и металлургического сырья. При вложении российских инвесторов в их модернизацию, по оценкам экспертов Всероссийского научного института конъюнктурных исследований и Торгово-промышленной палаты РФ, можно на 12-15 процентов повысить насыщение нашего рынка продуктами глубокой переработки российского же сырья. Прежде всего лесного, текстильного и рыбного, а также на 15 процентов увеличить обеспеченность многих российских отраслей современным оборудованием. Взамен белорусские предприятия-производители будут получать недостающее сырье, заказы и капиталовложения. Выгодность такого комплексного взаимодействия обеих стран доказывает, например, давнее сотрудничество Белоруссии с Карелией и Калининградской областью в лесном и рыбном хозяйстве.

Пока только в Белоруссии – единственной из всех стран СНГ – максимально быстрыми темпами развиваются производство и экспорт многих видов оборудования, в том числе перерабатывающего.


В России же не хватает современных мощностей как для переработки разнообразного собственного сырья, так и оборудования для перерабатывающих предприятий, что постоянно отмечается на заседаниях российского правительства.
Пример взаимовыгодного технологического и, скажем так, сбытового взаимодействия - союзная программа по дизелестроению. Как считают белорусский премьер-министр Сергей Сидорский и губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, ярославское дизеле- и моторостроение, благодаря активному технологическому содействию со стороны Белоруссии, уже переходит на выпуск двигателей общеевропейского стандарта Евро-3. В ближайшие четыре-пять лет в производство малых и средних дизелей современного эксплуатационно-экологического уровня в Ярославской области намечено совместно инвестировать до 700 миллионов долларов.
В 2007 году, в рамках программы, будет произведено около 63 тысяч двигателей, примерно треть из них получит белорусская сторона. Далее намечены совместные бальзам разработка и внедрение новых образцов стационарных дизель-установок, специализированных грузовых автомобилей для многих отраслей и двигателей для дизель-поездов. Эти проекты будут развиваться на основе совместных научных и последующих инвестиционных проектов.
Российскому сельскому хозяйству крайне важен белорусский опыт по расширению лесных площадей, лесополос в сельском хозяйстве и восстановлению болот: для улучшения климата, повышения плодородия почв и продуктивности растениеводства с животноводством. Опять же, среди стран СНГ Белоруссия в этой сфере лидирует, в стране развивается производство соответствующего оборудования и техники. Спрос же на такую технологию в России стабильно высок - в связи с быстрым распространением эрозии почв. К 2010 году впервые будет составлен атлас сельскохозяйственных земель России и Белоруссии, наши специалисты считают опыт соседей по возвращению в оборот сельхозземель крайне ценным. А потому его уже успешно перенимают. Скажем, по проекту лесовосстановления в Беларуси в нынешнем году для обеспечения сырьем теплоэнергетических установок создано 160 га «энергетических плантаций» быстрорастущих лесопород. Теперь такие же «питомники» создаются или будут созданы в 30 субъектах федерации. Зачем это нужно богатой нефтью стране? По мнению доктора технических наук Серафима Аламьева, в бывшем СССР именно белорусское производство установок по выработке газа и жидкого топлива из возобновляемых ресурсов развивается максимальными темпами, а спрос на них в России, по очевидным причинам, намного больший, чем в Беларуси».

Еще в 2000 году обсуждался проект союзной программы по комплексной переработке в Белоруссии лесного сырья из Томской области.


Дефицит современных лесоперерабатывающих мощностей в центрально-европейской России и в Западной Сибири фактически обрекает западносибирский и коми-уральский лес на экспорт. У белорусов же – переизбыток мало- и среднемощных предприятий по переработке леса при большой нехватке сырья. Продукцию свою они «возвращают» в центральные российские регионы. Скажем, в ноябре губернатор Иркутской области Александр Тишанин и премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский договорились о «бартере»: лесосырье в обмен на готовую продукцию, прежде всего – мебель. Реализация плана упрощается тем, что российские железнодорожные тарифы на перевозку лесосырья ниже, чем на перевозку продуктов его переработки. Но та же мебель не будет слишком дорогой: невелики расстояния. По расчетам специалистов двух стран, даже при создании лесоперерабатывающих предприятий в приграничных областях себестоимость аналогичной белорусской продукции будет минимум на четверть меньше, а отпускные цены - на треть ниже.
Фундаментом нашего сотрудничества стало быстрорастущее прямое экономическое партнерство между производственниками – «горизонтальное» развитие отношений идет динамичнее межгосударственного. Прямые связи приобрели многоуровневый характер, «спустившись» до уровня районов и отдельных городов Белоруссии и России. Первые два места в списке регионов - торговых партнеров уверенно занимают Москва и Санкт-Петербург. К примеру, только за январь-август нынешнего года взаимный товарооборот Москвы и Беларуси достиг 2646.3 миллиона долларов, вырос почти на 16 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Государство – регион – город. И вот уже несколько лет - отдельный округ города. Почти все административные округа Москвы установили тесные связи с городами и областями Республики Беларусь.
Растем «вверх» или же, прежде всего, успешно работаем «на низовом уровне»? Скорее всего, последнее. Когда мы обоснованно радуемся успехам союзного партнерства, то говорим, прежде всего, о сотрудничестве региональном, прямых связях. О выполнении – точнее, крайне медленной реализации программ союзного значения – объявляем куда реже. С чего вдруг?
К сожалению, многие союзные программы, как деликатно сообщил один из российских аналитиков, «пока далеко не в полной мере выполняют возложенные на них задачи, проблемы многообразны, и значительная часть их связана с финансовыми трудностями». Несвоевременное оформление заказов на получение продукции, запоздалое и неполное финансирование, внезапно возникающие проблемы на предприятиях-смежниках, высокие транспортные тарифы в РФ – главные причины этих проблем. Чтобы не сказать - провалов. Специалисты сетуют: в России часто снижаются тарифы на импорт товаров из дальнего зарубежья товаров. Тех самых товаров, спрос на которые – в РФ и Беларуси – как раз призваны обеспечить именно союзные программы.

Получается, что, скажем, российской стороне куда выгоднее импортировать готовые телевизоры и комплектующие к ним, льняные изделия, оборудование для химического машиностроения, чем «вкладываться» в развитие российско-белорусской научно-технологической базы для этих отраслей и, соответственно, наращивать их мощности.


Например, «Славянская бумага»: пошлины в РФ на импорт целлюлозно-бумажной продукции остаются низкими, 5-9 процентов, хотя для обеспечения внутреннего спроса на эту продукцию за счет собственного, да и российско-белорусского ее производства оговаривалось повышение пошлин – по крайней мере, на какое-то время. Но давление со стороны ВТО и традиционных экспортеров, таких, как Канада, Финляндия, Швеция и Норвегия вынудило Москву сохранить пошлины низкими. Вдобавок, перевозка бумаги из Скандинавии в европейский регион России несопоставимо дешевле, нежели стоимость поставок сырья из Урала и Сибири в Белоруссию и последующего «возврата» оттуда «славянской» бумаги.
Если есть конкретные проекты, то есть и финансовые расчеты по их реализации. Сегодня лоббируемый многими отечественными чиновниками переход на новую схему финансирования союзных проектов, кредитования не из бюджета Союзного государства, а через банки, может похоронить большинство разработок. Кредитные требования банков смогут выполнять немногие предприятия, зато наверняка в коммерческие банки станут «перекачиваться» крупные суммы для погашения процентной ставки. Использование средств Союзного бюджета и их своевременное поступление отслеживают различные ведомства, эти деньги, в большинстве своем, поступают, что называется, задним числом, а реальная отдача от союзных инвестиций зачастую недостоверно оценивается.
Вот так и выглядят лишь несколько причин пробуксовки союзных и других совместных задумок - нынешних и перспективных. Как пояснил мне кандидат экономических наук Валерий Ягоев, участвовавший в разработке российско-белорусских проектов, «многочисленные согласования и несвоевременное подписание документов «профильными» чиновниками вносят свою лепту в финансовые проблемы Союза, из-за роста цен и тарифов несвоевременно поступающие деньги оказываются обесцененными. Потому, к примеру, постоянно переносится на будущие годы финансирование многих программ и проектов». Сегодня эксперты наших двух стран делают ставку на разработку проектов, не требующих кардинальных и долгосрочных изменений в таможенно-тарифной политике, то есть на уровне отдельных регионов, отраслей и предприятий.
Самую четкую и трезвую оценку положения дел дал глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, заявивший, что союзному государству не удалось реализовать ни одну из четырех серьезных программ, в частности, «Дизельное автомобилестроение» и «Союзный телевизор» и задавшемуся вопросом: «Насколько вообще эффективно делать те программы, которые финансируются за счет союзного бюджета?» Но сделал это он три года назад.
С тех пор, похоже, больные проблемы нашего экономического партнерства в Москве стараются не выносить на публику, о них предпочитают говорить глухо и «в общем». В Минске называют вещи своими именами. На недавней встрече с российскими журналистами президент Беларуси Александр Лукашенко пояснил: «Россия – наш основной рынок. В недавнем прошлом вообще был, наверное, единственным. Сегодня мы уже в Россию продаем значительно меньше, чем, допустим, в Европейский союз. И это плохо. Основа во взаимоотношениях между государствами – торговля. К сожалению, мы вынуждены искать альтернативные рынки.

Вот сейчас я слышу: в Российской Федерации резко подскочили и продолжают расти цены на продукты питания. Ну и чего вы добились, закрыв рынок для белорусских дешевых товаров? Это же ненормальные отношения в рамках Союзного государства».


А по поводу российских инвестиций абсолютно честно признал: «Вот недавно я утвердил очередной проект на полмиллиарда долларов – «Могилевское химволокно». Это флагман Советского Союза по нефтехимии. Мы его реализуем за два – три года и увеличим в 2.5 раза выпуск продукции, которая востребована в мире. Китайцы нам предложили под малый процент кредит. Ну почему не россияне?! Ведь деньги же ваши, там стабилизационные, прочие фонды – они же есть. Они же, если мертвым грузом лежат, то при такой инфляции что же получается? Притом же возвратные средства. И это же в окупаемый проект. Пусть бы через банки. Нам ведь не надо это бесплатно».
В Москве и Минске прекрасно понимают, что потенциал взаимовыгодного российско-белорусского взаимодействия едва ли имеет пределы. Но «незавершенка» в наших политических отношениях, конечно же, сильно тормозит создание цивилизованных и прозрачных правил партнерства. Как и положено, перечислив вначале успехи сотрудничества, российские должностные лица в конце завершают свои победные рапорты обтекаемыми фразами, вроде: «Для того, чтобы союзные программы стали более действенным инструментом российско-белорусской интеграции, необходимы совместные целенаправленные усилия обеих сторон по решению имеющихся проблем».
И это, при всей размытости призыва, тоже верно. За первые шесть месяцев нынешнего года в союзном государстве освоено лишь 34 процента средств, предусмотренных в союзном бюджете на данный период. Скажем, буквально простаивает союзная программа по созданию единой энергоустановки для сельского хозяйства - по вине российской стороны, не использовавшей еще ни копейки…
Похоже, не «масштабная гигантомания», а конкретика будет впредь преобладать в союзных экономических начинаниях.

На том же заседании союзного Совмина было признано: взаимовыгодные российско-белорусские проекты - это не только и столько межгосударственные программы, сколько те проекты, которые решают четко сформулированные задачи в отдельно взятых регионах, отраслях и на предприятиях.


Естественно, к обоюдной выгоде партнеров. И – вовсе не последнее по значимости: как отметил на состоявшемся недавно в Минске заседании Союзного кабинета министров председатель правительства РФ Виктор Зубков, такой подход позволяет лучше отслеживать использование финансовых средств в совместных программах.
Как говорит белорусская пословица, одной рукой и узла не завяжешь. Только опора на собственные силы и ресурсы позволит нам добиться подлинного возрождения наших стран. Если крепкий узел российско-белорусских отношений мы хотим «завязать» вместе, нужно лишь понять, где мы находимся. После чего честно обозначить цель, к которой стремимся.

Специально для Столетия



Источник: http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/odnoj_rukoj_i_uzla_ne_zavazhesh_2007-12-10.htm



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Одной рукой и узла не завяжешь. - Пословицы русского народа Как сделать переустановку системы на ноутбуке


Бальзам для губ биотокс Хирургические болезни
Бальзам для губ биотокс Оригинальные клумбы своими руками из колес Дача - впрок
Бальзам для губ биотокс Всероссийский детский центр (ВДЦ) лагерь Орленок
Бальзам для губ биотокс Клуб Нейл Мастеров - NailClub
Бальзам для губ биотокс Подошвенная бородавка (шипица причины, лечение, удаление)
Бальзам для губ биотокс Инструкция по оказанию первой (доврачебной)
Бальзам для губ биотокс Как растворить пластмассу
Your One Source for Medicinal Herbs and Teas, Natural Флинт, сеть магазинов подарков в Самаре Тимати откровенно рассказал о несчастной любви Ответы Чем расстворить пластиковую бутылку? Пластмасса 10 заповедей ухода за нарощенными ресницами в домашних условиях ПРЯНИЧНЫЙ ДОМИК рецепт - gingerbread house. Пряничный