Пословицы только из имен существительных


Автор: Татьяна Валяева

В первом столбике всех таблиц – окончания, а во втором столбике – после каких букв они добавляются.
Знак '/' читайте как 'или'. Например, окончания 'дан' или 'ден' присоединяются, если слова заканчиваются на гласные буквы, или на сонорные только 'л, р, у, й', или на звонкие 'ж, з'. Цифры '1, 2, 3' – лица имен существительных.

Исходный падеж
Шығыс септік
(кімнен?, неден?, қайдан?)

дан / ден гласных / л р у й / ж з тан / тен глухих / б в пословицы только из имен существительных г д нан / нен м н ң / 3

Местный падеж
Жатыс септік
(кімде?, неде?, қайда?, қашан?)

да / де гласных / сонорных / ж з та / те глухих / б в г д нда / нде 3

Дательно-направит. падеж
Барыс септік
(кімге?, неге?, қайда?)

ға / ге гласных / сонорных / ж з қа / ке глухих / б в г д на / не 3 а / е 1 / 2

Родительный падеж
Ілік септік
(кімнің?, ненің?)

дың / дің и ю / л р у й / ж з тың / тің глухих / б в г д             ның / нің гласных / м н ң / 3

Винительный падеж
Табыс септік
(кімді?, нені?)

ды / ді     и ю / сонорных / ж з ты / ті глухих / б в г д                  ны / ні гласных н 3

Притяжательные окончания
2-ая форма
(кімдікі?, ненікі?)

дікі     и ю / сонорных / ж з тікі глухих / б в г д                   нікі гласных

Множественное число

дар / дер л м н ң / ж з тар / тер глухих / б в г д             лар / лер гласных / р у й

Отрицание, вопрос

ба / бе     м н ң / ж з па / пе глухих / б в г д                 ма / ме гласных / л р у й

Творительный падеж
Көмектес септік
(кіммен?, немен?)

бен         ж з пен глухих / б в г д мен гласных / сонорных / 3

К сонорным относятся: 'м, н, ң'  и  'л, р, у, й'.
Буква 'у' в конце слова может быть и гласной и согласной (подробно смотрите в разделе "Фонетический разбор"), но для правильного присоединения окончаний это неважно. В любом случае после 'у' добавляются окончания как после сонорной согласной (если 'у' гласная, она имеет два звука и второй – сонорный).
Сонорные 'м, н, ң' в таблицах всегда вместе, их называют "носовыми сонорными".

Все таблицы окончаний существительных разделены на четыре группы:

1. Первая группа объединяет пространственные падежи. Эти три падежа (исходный, местный и дательно-направительный) показывают расположение предмета в пространстве;

2. Вторая группа объединяет тоже очень похожие падежи – родительный и винительный. (В эту же группу я добавила притяжательные окончания 2-ой формы, чтобы легче было запомнить правила присоединения этих окончаний);

3. Третья группа – это самые важные окончания – окончания множественного числа и отрицание/вопрос;

4. Четвёртая группа – творительный падеж (одна таблица).

Каждая таблица построена по следующему принципу распределения окончаний:

Звонкие Глухие Сонорные

(четвертая строка добавляется, когда есть исключения)

1) В первой строке каждой таблицы звонкие окончания, то есть окончания, которые начинаются на звонкую согласную и чаще это звонкая согласная 'д' (дар/дер, да/де и т.д), лишь в дательно-направительном падеже звонкие 'ғ/г' и в остальных случаях звонкая 'б'. Звонкие окончания первых строк таблиц всегда следуют после звонких согласных 'ж, з'. То есть если вы встречаете слово, которое заканчивается на 'ж' или 'з', вы знаете, что какой бы ни был падеж (из любой таблицы), вы всегда берёте окончание первой строки! (қағаз+да – на бумаге, қағаз+ды – бумагу, қағаз+бен – бумагой)

2) Во вторых строчках каждой таблицы находятся глухие окончания, то есть окончания, начинающиеся на глухую согласную. Чаще это 'т', в дательно-направительном падеже глухие 'қ/к' и в остальных случаях глухая согласная 'п'. Глухие окончание следуют после глухих согласных 'к, қ, п, с, т, ш, щ, ф, х, h, ц, ч', а также после после звонких букв 'б, в, г, д' (эти четыре согласные редко встречаются в конце слова, в основном, если слова заимствованы из русского, Иванов+та – у Иванова; клуб+та – в клубе). Всегда, когда слово заканчивается на глухую согласную, добавляется глухое окончание из второй строчки таблицы (сағат+та – на часах, сағат+ты – часы, сағат+пен – с часами).

3) В третьих строках всех таблиц сонорные окончания, то есть окончания, которые начинаются на сонорные буквы: чаще 'н', но также есть 'м' и 'л', в каких случаях они добавляются будет пояснение позже, так как в каждой таблице по-своему.

Два случая мы уже изучили: 1) после звонких 'ж, з' всегда следует звонкое окончание из первых строчек таблиц, 2) после глухих согласных всегда следует глухое окончание из вторых строчек таблиц.
Сложнее всего запомнить какие окончания нужно писать после слов, оканчивающихся на гласные и сонорные. Будут использоваться окончания из разных строк таблиц – либо из первой, либо из третьей. Но я расположила таблицы так, чтобы как раз это и было просто запомнить!

Предлагаю вам для просмотра или заучивания ещё два варианта "Общей таблицы".

1. Первый вариант – общая таблица в упрощённом виде.

Увеличить

2. Второй вариант – выделение цветом букв, после которых добавляются окончания. В этом случае удобно визуально запомнить после каких букв какие добавляются окончания. Все окончания на рисунках серого цвета, так как их цвет в данном случае неважен. Зато обведены яркими цветами буквы, после которых добавляются окончания (для лучшего визуального восприятия).

Будем постепенно заполнять таблицу, в четыре в этапа.

Рисунок 1) На нём отображено то, что во всех таблицах одинаково: окончания первой строки следуют после звонких 'ж, з' (обведены зелёным цветом) и окончания второй строки – после глухих и звонких 'б, в, г, д' (обведены коричневым цветом):

Увеличить

Рисунок 2) Добавляем в таблицы цифры (только где падежи), которые показывают лица имён существительных. После окончаний 3-его лица (сы/сi, ы/i) следуют сонорные окончания падежей. Только в винительном падеже для существительных в 3-ем лице отдельное окончание в четвёртой строке. И в дательно-направительном падеже дополнительная четвёртая строка окончаний для существительных в 1-ом и 2-ом лице (т.е. после притяжательных окончаний 'ым/iм/м' и 'ың/iң/ң', примеры будут приведены в следующих подразделах):

Увеличить

Рисунок 3) Теперь добавляем гласные. В пространственных падежах они в первых строках, то есть после гласных следуют звонкие окончания. Во второй группе таблиц гласные (кроме 'и, ю') в третьей строке. В остальных случаях все гласные в третьей строке, и после них следуют сонорные окончания. Гласные обведены красным цветом:

Увеличить

Рисунок 4) Осталось разместить сонорные буквы. С ними немного сложнее, но это последнее, что нужно сделать. Синим цветом я выделила носовые сонорные 'м, н, ң', голубым – остальные сонорные. Там, где все сонорные вместе, идёт обобщающее слово 'сонор':

Увеличить

©  Татьяна Валяева   2007–2017
http://kaz-tili.kz/


Источник: http://kaz-tili.kz/su_krtab.htm



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Самоучитель немецкого языка для начинающих Концепт клаб новая коллекция каталог одежды


Пословицы только из имен существительных Единая коллекция Цифровых Образовательных
Пословицы только из имен существительных Арабский язык, иврит, арамейский. Изучение
Пословицы только из имен существительных ГРАМОТА. РУ справочно-информационный
Пословицы только из имен существительных Татарский язык: изучить легко
Пословицы только из имен существительных 50 вопросов и ответов о гель-лаках от профессионалов
Пословицы только из имен существительных Актуальный мониторинг изменений федерального
Пословицы только из имен существительных Анекдоты об ирландцах Ирландия ВКонтакте
Пословицы только из имен существительных Болезни ногтей на ногах: из-за чего могут возникнуть грибковые
Пословицы только из имен существительных Болят зубы при холодном и горячем. Все о зубах
В.Ю. Конелес СОШЕДШИЕБЕОТВОРИВШИЕ ЛЮДЕЙ Как выравнивают земельный участок: способы и тонкости Как сделать оглавление в Ворде 2010 автоматически: Лучшие Купить ламинат, паркет, линолеум, паркетную доску Можно ли красить глаза с нарощенными ресницами тушью и как потом её Олейников Илья Львович «Чтобы Помнили» Памяти умершего Cтихи умершим